Так как на этом сайте много женщин, то первую статью посвящу именно женскому демоническому аспекту...
ЛИЛИТ Лили́т (ивр. לילית) — первая жена Адама в еврейской мифологии. Упоминается в некоторых ранних апокрифах христианства, не вошедших в библейский канон. В еврейском тексте книги Исаии, повествующей о запустении Идумеи после Божественного суда (Ис.34:14), предсказывается появление ночного привидения (lilith). Упоминается в Свитках Мёртвого моря, Алфавите Бен-Сира, Книге Зогар. Согласно преданию, расставшись с Адамом, Лилит стала злым демоном, убивающим младенцев (этот персонаж присутствует и в арабских мифах). В Междуречье подобное имя носит ночная демоница, которая убивает детей и издевается над спящими мужчинами (упоминаются также и мужчины «лилу»). Имя Лилит встречается в Эпосе о Гильгамеше во втором тысячелетии до н. э. Лилит в еврейской традиции
Еврейские источники говорят о двух Лилит: Старшая Лилит — жена Самаэля, царица и мать демонов. Младшая Лилит — супруга Асмодея. При этом речь идет о двух ипостасях одной дьяволицы. Самаэль часто отождествляется с Сатаной.
Согласно Алфавиту Бен-Сиры, первой женой Адама была Лилит.[4] Она не пожелала подчиняться своему мужу, так как считала себя таким же творением бога Иеговы[6], как и Адам. Произнеся тайное имя бога Ягве, Лилит поднялась в воздух и улетела от Адама. Тогда Адам обратился к Ягве с жалобой на бежавшую жену. Ягве послал вдогонку трёх ангелов, известных под именами Сеной, Сансеной и Самангелоф (Snvi, Snsvi, и Smnglof) . Три ангела застигли Лилит у Красного моря, и она наотрез отказывалась вернуться к мужу. После угрозы убить её Лилит поклялась, что она была послана богом и что, хотя её «функцией» является убийство младенцев, она пощадит любого ребенка, защищенного амулетом или пластинкой с её именем (вариант — именами ангелов). Ангелы наказали её. Есть три версии этого наказания в литературе: сотня её младенцев будет умирать каждую ночь; она обречена рождать детей — демонов; или бог сделает её бесплодной. В иудейском быту волосатая и крылатая Лилит особенно известна как вредительница деторождения. Считалось, что она не только наводит порчу на младенцев, но и похищает их, пьёт кровь новорожденных, высасывает мозг из костей и подменяет их. Ей также приписывалась порча рожениц и бесплодие женщин. Именно легенды, говорящие о Лилит как об убийце новорожденных, объясняют традицию вешать амулет с именами ангелов возле колыбельки еврейского ребёнка. Амулеты и заговоры для роженицы против Лилит должны содержать не только имена трёх ангелов, пытавшихся возвратить её, но и некоторые имена самой Лилит: Батна (чрево), Одем (краснота) или Аморфо (не имеющая формы). Также с этим преданием связана традиция повязывания красной нитки на руку (обычно младенцу) — считается, что Лилит боится красного цвета. Особенно опасна ночь перед обрезанием младенца — чтобы уберечь ребёнка от Лилит, его отец должен всю ночь напролёт читать отрывки из «Зогар» и других книг Каббалы.
В каббале Лилит — дьяволица, являющаяся во сне неженатым молодым мужчинам и соблазняющая их. Согласно Bacharach, ' Emeq haMelekh, меж Лилит и Самаэлем находится слепой Дракон. Дракон кастрирован, «чтобы яйца гадюки (ехидны) не вылупились в мир». Те, кто вылупляется из таких яиц, называются Лилин. Они покрыты волосами целиком, за исключением только головы. В Средние века легенда несколько изменилась: Лилит стала уже не змеёй, а духом ночи. Иногда она предстаёт в виде ангела, ведающего рождением людей, иногда — демоном, досаждающим спящим в одиночку или одиноко бредущим по дороге. В народном воображении она предстаёт в виде высокой молчаливой женщины с длинными чёрными распущенными волосами. Согласно каббалистической книге Зогар, Лилит стала женой Самаэля и матерью демонов.
Лилит в современной демонологии — уже не только богиня, пожирающая детей. Являясь подругой Сатаны (или Самаэля), она соответствует в той или иной степени всем дьяволицам, всем Чёрным Богиням. В этом случае она отождествляется с Кали, Умой и Парвати, Гекатой, Хель и Эрешкигаль, хотя некоторые традиции четко разделяют Тёмных Богинь. Зачастую также речь идет о старшей и младшей Лилит, например, в «Люциферианском Ведьмовстве» Майкла Форда (Luciferian Witchcraft, Michael Ford).
В этом смысле в имени Лилит скрыто значение — Тёмная Мать, Черная женственность. В любом случае, сохраняется и изначальное значение — Чёрная Богиня, губительница зародышей Света. Исключением является Лавеевская традиция. В ней Лилит почти не упоминается. В остальных случаях её упоминают среди высших дьяволов: Мать Жизни и Смерти согласно материалам Templium Lilithi (Храма Лилит). ….Из бездонных глубин предначального Мрака восстала в явь Ты, о Мать Жизни и Смерти, Мать всех колдовских чар, Дьявольских Искусств и сокровенного мастерства порождений древнейшей Ночи, Дарительница губительной тайны огненного бытия. Ты породила малых и великих Нечистого Племени и увлекла их за собой на штурм небесного града…
Мать Демонов согласно Книге Десяти Воззваний (Codex Decium) Валентина Скавра. О, Мать Лилит, Мать Демонов, К Тебе взываю, Тебя приглашаю… Царица Тьмы и нечистых чар, Лица Твои — Ночь и Ужас, Сердце Твое — средоточие Зла.
Одна из 11 высших дьяволов и супруга Сатаны в Либер Азерате (Liber Azerate), изданной Храмом Чёрного Света (TOTBL). От Адрамелека, властителя всей красоты, ослепляющей слабых, яд ярящегося хаоса потёк дальше и создал десятую антикосмическую богиню, Лилит, и восьмое остриё Разомкнутой Пентаграммы. От Лилит, царицы тёмных измерений и княгини ярящегося хаоса, холодное семя дракона смерти потекло дальше и создало одиннадцатую антикосмическую демоницу, принцессу Нааму, и десятое остриё Разомкнутой Пентаграммы.
Мать Каина и супруга Сатаны в книге Майкла Форда «Люциферианское Ведьмовство» (Luciferian Witchcraft, Michael Ford) Методология совершения этого великого греха такова — зороастрийские и еврейские жрецы писали, что Ариман-Самаэль не имеет способности к предвидению, так что лишь через соединение с Лилит, Невестой, которая также является огнём и Тьмой, как и её близнец, может стать целостным Противником и обрести способность предвидеть, а также управлять их страстями. Этот сама суть процессов Магии, пути Yezer Ha-Ra, воплощение страстей Мага. (M.Ford, Liber HVHI)
Одна из девяти высших дьяволов в «Полной Книге по Демонолатрии» (The Complete Book of Demonolatry). Лилит. В еврейском мифе первая жена Адама. Позднее жена Сатаны. Согласно многим Демонологам, Лилит управляет суккубами. О Лилит говорят, что она стремится уничтожать новорожденных младенцев. По этим причинам евреи ввели практику написания формул на дверях, предназначенных, чтобы вынудить Лилит уйти. Лилит — княгиня (принцесса) Ада.
Мать племени демонов в Inferion. Я — матерь племени Демонов. Как ночь, я являю атрибуты своей власти. Мое немилосердное присутствие Обескровливает Вселенную.
Необходимо отметить, что перечисленные труды относятся к различным традициям, имеющим разный взгляд на действительность.
Под именем Лилит в астрологии понимаются различные объекты: Апогей орбиты Луны. Также этот объект называют Чёрной Луной. Немаловажно, что апогей может быть истинным или кажущимся. В современной астрологии рассматриваются оба варианта. Второй фокус лунной орбиты. Также этот объект называют Чёрной Луной. Неподвижная звезда Алголь. Астероид N 1181 Гипотетическая планета. Гипотетическая планета. В 1898 году доктор Георг Вальтемас из Гамбурга объявил об открытии нескольких дополнительных спутников Земли. Спутник обнаружить не удалось, но по указаниям Вальтемаса астролог Сефариал рассчитал «эфемериды» этого объекта. Он утверждал, что объект настолько чёрен, что его невозможно увидеть, за исключением времени противостояния или пересечения объектом солнечного диска. Сефариал также утверждал, что Чёрная Луна имеет такую же массу, как и обычная (что невозможно, поскольку возмущения движения Земли при этом несложно было бы обнаружить). В настоящее время эта планета не используется ни в астрономии, ни в астрологии.[источник не указан 455 дней] На данный момент установилось исключительное соответствие имени Лилит и апогея (или второго фокуса) орбиты Луны. Эти две точки проецируются в свою очередь в одну точку натальной карты (всегда), поэтому их качества для астрологов неразличимы. Изображается в виде неполной Луны чёрного цвета над перевернутым или равносторонним крестом, рога серпа смотрят при этом вправо. Этой точке соответствует 8-й дом и знак Скорпиона, что связывает ее со смертью и роком. Существует представление, что Лилит обозначает проявления зла через ложь, обольщение злом и неправильный выбор, а также искушение. По мнению других астрологов, она имеет первоначальное значение в каждой судьбе, отмечая собой ту точку Зодиака, где свершается предначертанное. В более современных источниках Лилит (Чёрная Луна) часто связывается с Юнговским архетипом Тени. В данном случае она показывает скрытые, неосознаваемые стороны человека. Также Чёрную Луну называют точкой тёмного духа. В данном случае она определяет собой ведьмовские способности рождённого. Также она показывает объекты сильного неосознаваемого (бессознательного) притяжения.
Гека́та — древнегреческое божество лунного света. Есть предположение, что культ Гекаты существовал сначала у фракийцев и от них уже перешёл к грекам. В поэмах Гомера имя Гекаты не встречается; в «Теогонии» же Гесиода она упоминается как дочь титана Перса и Астерии; другие авторы называют её дочерью Зевса и Деметры или Зевса и Геры. Согласно Гесиоду, она получила свою долю ещё от титанов, Зевс оставил ей её. По одной из версий, Гекатой стала похищенная Ифигения. Ферекид называл её дочерью Аристея. Гекатой иногда называют Артемиду. У Диодора отец Гекаты отождествляется с братом Ээта, сыном Гелиоса. По его изложению, она отравила своего отца Перса и стала царицей Тавриды. Вышла замуж за Ээта и родила Кирку, Медею и Эгиалея. Орфей установил таинства Гекаты на Эгине, где её почитали больше всего. Её храм был в Аргосе, таинства в честь Гекаты проводились в Зеринфе, где в её пещере приносили в жертву собак. У Пиндара Геката именуется «обутою в красное». Ей посвящен I орфический гимн. Скульптор Алкамен впервые создал Гекату в виде трех соединенных статуй в Афинах. Геката изображалась иногда в виде одной женской фигуры с двумя факелами в руках, иногда же в виде трех связанных спинами фигур; этим как бы поясняется, что власть ее распространялась на небо, землю и ад. Геката дарует мудрость в народных собраниях, счастье на войне, богатую добычу на охоте и т. д. Как богиня преисподней, она считалась также богиней всего таинственного; греки представляли её себе порхающей с душами умерших на перекрестках. Поэтому культ Гекаты иногда связывают с перекрестками. Она помогает волшебницам, которые, как например Цирцея и Медея, учатся у неё своему искусству. Геката родила Гермесу трех дочерей. В некоторых источниках Кратейя (или Кратеида) как мать Скиллы либо именуется дочерью Гекаты, либо отождествляется с нею. Кратейя — это имя Ночной Гекаты; либо имя Луны. У Алексида была комедия «Кратейя, или Торговка снадобьями». Гекатой также называется 100-й астероид.
Сообщение отредактировал Omegadoom - Понедельник, 28.02.2011, 19:29
Так как на этом сайте много женщин, то первую статью посвящу именно женскому демоническому аспекту...
Omegadoom, спасибо за внимание к женщинам... Ты выбрал очень удачные истории для начала - действительно, Лилит и Геката - Королевы Тьмы, королевы темной стороны женского начала. И как ни крути, а это темное в себе нужно вывести на свет - иначе не стать свободной, если не познать глубины своего внутреннего мира. А это очень важно для каждой магини.
Астарта (Аштарот, Ашторет, Аштерот) - демоница похоти и наслаждения. Жена Астарота. Королева духов мертвых. Финикийцы поклонялись ей как астральному божеству, олицетворению планеты Венера, богине любви и плодородия, войны и охоты. Ее изображали в виде нагой всадницы, часто с рогами на голове, стреляющей из лука. Культ Астарты, распространенный по всему Ближнему Востоку, сопровождался оргиями и "священной" проституцией. Царь Соломон, впав в помрачение, поставил ей капище в самом Иерусалиме (4Цар. 11, 5-38). Ветхозаветные пророки вели с ее культом ожесточенную борьбу. В Писании Астарта названа "мерзостью Сидонской" (4Цар. 23, 13). В поздней каббале Астарта - демон Пятницы (и Венеры), изображается в виде женской фигуры, каждая нога которой оканчивается змеиным хвостом. Оккультисты противопоставляют ей монограмму Девы Марии и имя ангела Пятницы - Анаэля.
Отрывок из Библии.
7 и разрушил домы блудилищные, которые были при храми Господнем, где женщины ткали одежды для Асарты;
Венера – демоница, в античные времена почитаемая как богиня плотской любви и страсти. Отождествлялась с восточными богинями – Исидой, Астартой и др. Планета, названная ее именем играла большую роль в астрологии. Ее имя (наряду с Аполлоном) часто встречается в средневековых магических заговорах. Турский епископ св.Мартин (IV в.) часто видел демонов в образе античных божеств – Юпитера, Меркурия, Минервы и Венеры; папа Иоанн XII в X в. по свидетельству современников, играя в кости, призывал Юпитера, Венеру и других демонов; епископ Райнальдо из Ночеры (XIII в.) беседовал с демоном, являвшимся ему в лице Юпитера, Бахуса и Венеры. В народных представлениях средневековья Венера (у немцев - fraw Venus или Fenus) наряду с Иродиадой, Дианой и другими языческими богинями – покровительница ведьм, собирающая их на шабаши и предводительница “Дикой охоты” (ночной процессии мертвецов и злых духов). Согласно легендам, Венера – суккуб, распаляющий людей неугасимой влюбленностью, отнимает новобрачных мужей у жен, увлекает в подземный чертог рыцаря Тангейзера (последняя история послужила источником вдохновения для Г.Гейне и Р.Вагнера). Английский летописец XII в. Вильгельм Мальмсберийский рассказывает о знатном римском юноше, в день своей свадьбы случайно одевшем обручальное кольцо на палец статуи Венеры – с тех пор бесовка не давала ему подступиться к молодой жене, требуя принадлежать ей. По совету мага-священника Палумба, юноша наконец отправился на перекресток, встретил дьявольскую процессию (в составе которой была и Венера – женщина верхом на лошачихе, одетая как куртизанка с распущенными волосами и золотой диадемой на голове, с золотым хлыстом в руках) и вытребовал у главного дьявола свое кольцо.
Елизаздра (Елизда) – одна из жён Дьявола. Она занималась расстановкой кадров у нечистых. За ее делами - не реки а моря человеческой крови. Елизда была демоницей четырехметрового роста, на голове у нее было семь рогов, как у дикого оленя. Ведь недаром священномученик Киприан, который до того был одним из самых знаменитых колдунов, в своей молитве говорил: "Спаси, Господи, нас от дьявола и Елизды ".
Ламия – демоница-вампир, издавна обитавшая в пещере. Первые упоминания о Ламии появились в греческой мифологии. Когда-то Ламия была королевой Ливии, прекрасной женщиной, у которой были дети от Зевса. Но когда Гера, жена Зевса, узнала об этом, то заставила королеву поглотить их. И Ламии пришлось подчиниться, потому что нелегко противостоять натиску богини. Однако с тех пор Ламия начала по ночам отбирать у матерей их младенцев. Перед тем, как высосать кровь, она разрывала их похожими на когти ногтями. Когда-то милая королева стала ужасным зверем, умеющим по желанию изменять облик. Ламия была известна своей необычной чуткостью: даже когда спала, вынимала глаза, чтобы они всегда оставались начеку. Со временем этим именем стали называть колдуний, воровавших детей, а также женщин – демониц , которые, обернувшись красавицами, соблазняли своей пылкостью случайных мужчин. И только после того, как те выплескивали страсть, Ламия высасывала из них кровь, а затем и жизнь.
Наама - жена Асмодея, она же Лилит Олимта, "жестокая Лилит". В иудейской традиции выполняет роль "суккуба", соблазняющего мужчин. Ночные демоны называются еще "дети Наамы". Из-за ночных демонов, кстати говоря, запрещается ходить по дорогам одному ночью. Обычно Нааму представляют как красивую женщину - до пояса. Ниже пояса она выглядит как пылающий факел.
Прозерпина – демоница - разрушительница. Царица демониц, супруга Плутона. Прозерпина была римской богиней подземного царства. Причисляется к архидьяволам.
Маржана (Marzyana) — в западнославянской мифологии божество, отождествляемое польским хронистом XV века Я. Длугошем с римской Церерой; Морана (старочеш. Morana), отождествляемая в подложных глоссах из «Mater Verborum» с Гекатой и Прозерпиной-Персефоной («Ecate, trivia vel nocticula, Proserpina»), близка и этимология (Мора — сумрак, Геката — закат). Морана — богиня смерти по подложной «Краледворской рукописи» (сфабрикована Вацлавом Ганкой в 1817 году) и Marzava — то же по средневековому автору Абрахаму Френцелю («De Marzava, Dea Morte, Dea Mortis»). По имени и значению в мифах напоминают кельтскую богиню смерти Морриган (Марганну). Морена (Марана, Морана, Мара, Маруха, Мармара) олицетворялась в образе устрашающем: неумолима и свирепа, зубы ее опаснее клыков дикого зверя, на руках страшные, кривые когти; Смерть — черна, скрежещет зубами, быстро мчится на войну, хватает падших ратников и, вонзая в тело свои когти, высасывает из них кровь. Русские памятники изображают Смерть или страшилищем, соединяющим в себе подобие человеческое и звериное, или сухим, костлявым человеческим скелетом с оскаленными зубами и провалившимся носом, почему народ и называет ее курносою. Встречая весну торжественным праздником, славяне совершали обряд изгнания Смерти или Зимы и повергали в воду чучело Мораны. Как представительница зимы Морана побеждается весенним Перуном, который разит ее своим кузнечным молотом и на все летнее время низвергает ее в подземную темницу. Согласно с отождествлением Смерти с грозовыми духами, древнее верование заставило этих последних исполнять ее печальную обязанность. Но так как громовник и его спутники являлись и устроителями небесного царства, то понятие о Смерти раздвоилось, и фантазия изображала ее то существом злым, увлекающим души в подземный мир, то посланницею верховного божества, сопровождающею души усопших героев в его небесный чертог. Болезни рассматривались нашими предками как сопутницы и помощницы Смерти. Мара в славянской низшей мифологии — призрак, видение; дух в облике женщины, Смерть. Мара украинцев — призрак, привидение, злой дух. Мора сербов — домовой, mora, zmora поляков — кошмар. Сходные названия имеют и подобные существа у других индоевропейский народов.
Морана -Зима и Весна (картина современного художника) Мара — одно из самых таинственных и «смутных» существ в поверьях русских крестьян. Мара — дух в облике высокой женщины или сгорбленной старухи, но с длинными распущенными волосами. Иногда красивая девушка в белом, иногда женщина, одетая в чёрное и рвань. Образ Мары в русских поверьях призрачен. Остались только отрывки каких-то ипостасей. Это туман и марево, влияние на судьбы людей, появление только в определенное время — в полдень дня или года, в полночь дня или года.
На прекреплённом файле изображена Морена Весна и Морена Зима.
[b]Аббадон [/b] (Аббадона, библ. Аваддон; Аполлион, Апполион) – ангел Бездны, могущественный демон смерти и разрушения, военный советник Ада. Его имя происходит от евр. "погибель". Неоднократно упоминается в Библии в одном ряду с преисподней и смертью (Притч. 15,11; 27, 20; Иов 26, 6; 28, 22). В Откровении Иоанна Аваддон (греч. Аполлион - "губитель") ведет против человечества в конце времен карающую рать чудовищной саранчи, под коей поздние комментаторы понимали особый вид демонов. Аббадон - властитель 6-го раздела преисподней, носящего то же имя, и князь 7-го чина демонов - "фурий (furiae), сеятелей бед, раздоров, войн и опустошений" (Р. Бертон "The Anatomy of Melancholy", 1621). Его относят к чину Серафимов. Имя «Аббадон» неоднократно употреблялось в средние века как одно из обозначений Сатаны, хотя некоторые источники по-прежнему относят его к святым ангелам, послушным Божьей воле. В магической практике упоминается довольно редко (напр. «Черный Ворон», 16 в.).
Отрывок из "Базилиуса" Р. Силверберга. …Аполлион, изрыгающий пламя, покрытый рыбьей чешуей. За спиной у него крылья дракона, в медвежьих лапах зажат ключ от преисподней.
Отрывки из Библии с упоминанием Абаддонны.
6 Преисподняя обнажена пред Ним, и нет покрывала Аваддону.
(Книга Иова, 26-я глава)
22 Аваддон и смерть говорят: «ушами нашими слышали мы слух о ней»
(Книга Иова, 28-я глава)
11 Преисподняя и Аваддон открыты пред Господом, тем более сердца сынов человеческих.
(Книга Притчей Соломоновых, 15-я глава)
10 У ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах её были жала; власть же её была – вредить людям пять месяцев.
11 Царём над собою имела ангела бездны; имя ему по- еврейски Аваддон, а по-гречески Аполлион.
(Откровение Иоанна Богослова(Апокалипсис), 9-я глава)
И ещё немного о нём...
Аваддон (евр. abaddon - "погибель", греч. Αβαδδων) (Аббадон, Аполлион)- в мифологии Ветхого Завета - демон, олицетворение поглощающей, скрывающей и бесследно уничтожающей ямы, могилы, пропасти, преисподней (шеол). Таков Аваддон в Ветхом завете (Иов 26, 6; 28, 22; 31, 12; Притч. 15, 11, где о нём говорится как о глубокой тайне, проницаемой, тем не менее, для бога), а также в иудаистической литературе талмудического круга. В христианской мифологии Аваддон, называемый по-гречески Аполлион ("губитель", букв. перевод имени Аваддон, а возможно также намёк на имя Аполлона), ведёт против человечества в конце времён карающую рать чудовищной "саранчи": "И из дыма вышла саранча... У ней были хвосты, как у скорпионов, и в хвостах ее были жала; власть же ее была - вредить людям пять месяцев. Царем над собою имела она ангела бездны; имя ему по-еврейски Аваддон, а по гречески Аполлион..." (Апок. 9, 3-11).
Ангел, и лев, и телец, и орел - Все шестикрылые - держат престол, А над престолом, над тем, кто сидит, Радуга ярким смарагдом горит. Молнии с громом по небу летят, И раздается из них: "Свят, свят, свят!" Вот проносящийся ангел трубит. С треском звезда к нам на землю летит, Землю прошибла до бездны глухой, Вырвался дым, как из печи большой. Медными крыльями грозно стуча. Вышла из дыма с коня саранча. Львиные зубы, коса как у жен, Хвост скорпионовым жалом снабжен. Царь ее гордой сияет красой, То Аваддон, ангел бездны земной. Будут терзать вас и жалить - и вот Смерть призовете, и смерть не придет; Пусть же изведает всякая плоть, Что испытания хочет Господь!
Адрамелех. В Ветхом Завете — имя языческого бога, почитавшегося уроженцами Сепарваима (Сабраим — в центральной Сирии), которых царь Ассирии переселил в Самарию после 722 г. до н.э. Они якобы «сожигали сыновей своих в огне» на алтарях этого бога, подобного во многом Молоху (4 ЦАР. 17:31). Имя, вероятно, означает: «Адар — царь» (Адар — бог солнца в вавилонском пантеоне) (БИЧЕР, 57). У комментаторов бытовало мнение, что это божество олицетворяло солнце (в то время как параллельное ему божество, Анамелех, олицетворяло луну). Средневековые этимологии этого имени приводит ВИР: «покрывало царя, или величина или сила царя» (ОБ ОБМАНАХ, гл. 5, § 2). В поздних иудаистских легендах Адрамелех превращается в архидемона, являющегося в животном обличье (в образе мула или павлина). В «ПОТЕРЯННОМ РАЕ» (МИЛЬТОН, 177;кн.6) ангелы Уриэль и Рафаэль одерживают сокрушительную победу над Адрамелехом. В «МЕССИАДЕ» КЛОПШТОКА Адрамелех трактован как абсолютное воплощение зла, предвосхищающее позднейшую «романтику» нигилизма и уничтожения: он ненавидит Сатану за то, что тот первым поднял ангелов на восстание, в те время как сам Адрамелех задумав мятеж еще раньше (2:301-303); он замышляет создать царство смерти, которое распространилось бы на всю Вселенную: «Я превращу в гроба твои творения; природа, я хочу со смехом заглянуть в твою бездонную гробницу Вечный, я буду забавляться тем, что на могилах миров создам новые творения, чтобы вновь их разрушить... (2:850-854).
Асмодей (Асмодеус, Ашмедай, Сидонай). Демон, известный по иудаистическим легендам и вошедший в европейскую демонологию. Высказывалось мнение, что иудаистический Асмодей восходит к персидскому демону «гнева и ярости», «демону ранящего копья» Айшме (Эшме), а имя его якобы произведено от древнеперсидского aesmadiv — «дух гнева» (КОГУТ, 72). По другому предположению, имя Асмодея произведено не от Эшмы, но от еврейского слова shamad — «разрушать» (ЛЕНГТОН, 121); эта этимология была популярна уже среди демонологов 16 в. В раввинистских и талмудических легендах, особенно в легендах о царе Соломоне, этот демон играет большую роль и изображается как мудрый царь злых духов. Соломон, первый в истории повелитель демонов, заставляет Асмодея помогать ему строить храм; Асмодей дает царю шамур — червя, прикосновение которого раскалывает камни и тем самым позволяет строителям обойтись без запрещенных железных инструментов. На какой-то момент Асмодею удается лишить Соломона власти и занять его место на троне, — но он делает это лишь для того, чтобы раскрыть царю глаза на тщету земной славы и богатств. Асмодей образован и не лишен некоторого сочувствия к людям. Он ежедневно по утрам восходит из своего обиталища в горах на небо, где «учится в горней академии». Как и многие демоны, он знает будущее людей, и ожидающие их неприятности не вызывают у него злорадства. На пути к Соломону он плачет, видя брачный кортеж, а потом объясняет: жениху осталось совсем недолго жить; на том же пути он задерживается и для того, чтобы наставить на путь истинный горького пьяницу: «На небесах он объявлен конченым человеком, и я наделил его кое-какими благами, чтобы он хотя бы в этом мире мог воспользоваться той своей долей, которая ему причиталась бы в мире грядущем, но которую там он все равно не получит» (АСМОДЕЙ, 754). В книге Товита (входящей в католический канон Ветхого Завета) Асмодей совсем иной: это «злобный демон», отличающийся ревностью и сладострастием; он убивает семерых мужей, данных некой Сарре, «прежде, нежели они были с нею, как с женою» (3:8); однако Товия, по совету ангела Рафаэля, возжигает курение из сердца и печени рыбы, которое изгоняет демона: «Демон, ощутив этот запах, убежал в верхние страны Египта, и связал его Ангел» (ТОВ. 8:3). Пребывание Асмодея в Египте оставило след в предании о змее Асмодее, которой якобы поклонялись в некоторых районах Египта и в честь которой был даже выстроен храм (КОЛЛЕН ДЕ ПЛАНСИ, 55). Существовало поверье, что змея Асмодей и змей, соблазнивший Еву, — одно и то же существо. Некоторые каббалисты считали Асмодея мужем Лилит — разумеется, после того, как она покинула Адама и стала демоном-суккубом (ШОЛЕМ, 248). Демонологи, включив Асмодея в своей канон, подчеркивали в нем две склонности: к блуду (в соответствии с историей о Сарре) и к разрушению (в соответствии с еврейской этимологией его имени); вместе с тем он понимается как особенно мстительный демон, пригодный для того, чтобы взять на себя функции палача Бога; экзегеты нередко отождествляли с Асмодеем ангелов- губителей, посылаемых ветхозаветным Богом для поражения врагов. Согласно ШПРЕНГЕРУ И ИНСТИТОРУ (116), Асмодей — «демон блуда и князь инкубата и суккубата», в то же время имя его переводится как «носитель суда». «Асмодей — дух или бог слепоты-темноты (spiritus vel deus caecitatis), разрушитель, рассыпатель, или изобилие преступлений, или изобилующий грехами, или измеряющий огонь» (ВИР, ОБ ОБМАНАХ, гл. 21, § 4). В иерархии демонов Бёртона Асмодей — князь четвертого чина: «карателей злодеяний» (БЁРТОН, 121). ЖАН БОДЕН — сторонник весьма неортодоксальной идеи, что Сатана был сознательно создан Богом для мщения и казней (Сотворение демонов), полагал, что Асмодей — имя Сатаны, наиболее полно выражающее именно эту его палаческую сущность: Сатана, по слову пророка Исаии (ИС. 54:16), создан чтобы «губить, портить и разрушать»; «по этой причине он часто именуется Асмодеем, от еврейского слова, которое означает "разрушать": в этом смысле Бог, говоря еврейскому народу о мести, которую он совершит над всеми первенцами, людьми и животными, в царстве египетском, говорит: Я не позволю разрушителю войти в ваши домы» [в Библии: «...и не попустит губителю войти в домы ваши для поражения» — ИСХ. 12:23]; «Орфей называл его также великим демоном-мстителем, и, как предводитель ведьм, воспел его в гимне» (БОДЕН, 3). Отягченный столь мрачными функциями, Асмодей все же не теряет и своего сладострастия: МИЛЬТОН — имея в виду, конечно, историю с Саррой, — называет Асмодея «самым плотским из инкубов» (the fleshliest of incubus; ОБРЕТЕННЫЙ РАЙ, 2:152).
Астарот – один из самых высокопоставленных демонов. Древнесемитские народы поклонялись ему как олицетворению Солнца, мужской параллели Астарты, которая и ныне является его супругой в Аду. Согласно "Lemegeton" и И. Виру, заклинатель не должен позволять Астароту приближаться к себе, дабы он не нанес вреда своим зловонным дыханием. От вони, испускаемой Астаротом защищает лишь магическое кольцо, которое маг должен держать возле своего лица. Его печать должна быть выгравирована на металлической пластине и одета перед вызовом, иначе Астарот не будет повиноваться. В народной книге о докторе Фаусте (1587), Астарот назван в числе семи главных духов Ада, которые посетили известного чародея по его просьбе. Он "явился в образе дракона и так вошел прямо на хвосте. Ног у него не было, хвост окрашен, как у ящерицы, брюхо толстое, спереди две короткие лапы, совсем желтые, а брюхо изжелто-белое, спина коричневая, как каштан, на ней острые иглы и щетина в палец длиною, как у ежа". Астарот - один из четырех адских князей сторон света, правящий на Западе. В "Черном вороне" (16 в.) он назван одним из четырех Губернаторов преисподней. В иерархии "De Praestigius Daemonum" И. Вира Астарот - Главный Казначей Ада. Согласно "The Anatomy of Melancholy" Р.Бертона (1621), он - князь восьмого чина демонов, "обвинителей и соглядатаев" (criminatores et exploratores), "дьяволов-обвинителей или клеветников", которые доводят людей до отчаяния. В магических книгах "Grimorium Verum" (16 в.) и "Grand Grimoire" (18 в.) Астарот - Великий Герцог, наряду с Люцифером и Вельзевулом составляющий верховную триаду злых сил. Область его влияния - Америка. Здесь приводятся его печать, символы и заклинание: "Astaroth, Ador, Cameso, Valuerituf, Mareso, Lodir, Cadomir, Aluiel, Calniso, Tely, Pleorim, Viordy, Cureviorbas, Cameron, Vesturiel, Vulnavii, Benez, Meus Calmiron, Noard, Nisa Chenibranbo, Brazo, Tabrasol, приди, Астарот! Аминь". Его главные подчиненные - Саргатанас и Небирос. К его поддержке взывают при вызове более мелкого духа (напр., Люцифуга Рофокаля в "Grand Grimoire"). Астарот является в человеческом облике, облаченный в черно-белые тона (иногда также в виде осла). В "Гримуаре папы Гонориуса" (1629) Астарот - демон Среды, его вызывают в магическом круге специальным заклинанием между 10 и 11 часами ночи с целью обрести расположение короля и других господ ("Я заклинаю тебя, Астарот, злой дух, словами и силой Бога, всесильным Богом, Иисусом Христом из Назарета, Кому покоряются все демоны, Кто был зачат Девой Марией; тайной Ангела Гавриила, я заклинаю тебя… Не пренебрегай момими приказами, не отказывайся явиться… etc"). В поздней каббале Астарот (или Тартхак - см. 4 Цар. 17, 30) также демон Среды и планеты Меркурий. Изображается в виде человека с ослиной головой, несущего перевернутую книгу, в которой написаны слова "Liber Scientia" ("Свободное Знание"). Ему противопоставляют печать Соломона (гексаграмму), вокруг которой начертано слово "Ягве", а также имя ангела Рафаила. Астарот - 4-й из десятки архидемонов (противостоящих десяти Божественным сефиротам). Он доставляет покровительство сильных. Астарот - демон, часто участвующий в эпидемиях одержимости. В 1563-66 гг. он с другими демонами овладел Николь Обри из Вервена и после экзорсизма вышел изо рта одержимой в виде свиньи. В 1611 г. Астарот вместе с 6665 другими демонами владел монахиней урсулинского монастыря в Экс-ан-Провансе Мадлен Демандоль. Согласно "Admirable History" экзорсиста С. Михаэлиса, Астарот - князь чина Престолов (L. Spence в "Энциклопедии Оккультизма" относит его к Серафимам), любит пустое времяпрепровождение и праздность. Он склоняет людей к безделию и лени, а также раздувает их тщеславие. Его небесный противостоятель - св. Вафоломей. Несколько позже Астарот был одним из демонов, вселившихся в лудунских монахинь (владел сестрой Елизаветой Бланшар с 5 другими демонами). Сохранился договор (написанный на латыни справа налево перевернутыми словами) между адскими силами и священником-колдуном Урбеном Грандье, подписанный Астаротом и другими демонами. Астарота и Асмодея (как традиционных дьяволов похоти) призывали в ритуале черной мессы (в 1673 г.) любовница Людовика XIV мадам де Монтеспан и зловещий аббат Гибург, принося в жертву демонам ребенка.
Аластор (Αλαστωρ) - в греческой мифологии - демон гнева и мести. Он злой дух,который вселяется в мстителя. Встречается как эпитет Зевса и Эриний, а также как имя одного из коней Плутона. Имя Аластора приобрело нарицательный смысл ("каратель", "мститель"). Аластор – демон 2-го порядка, один из самых жестоких духов Ада, Великий Палач преисподней. Другая его должность - Командующий Общественными Работами (И. Вир «De praestigius daemonum», 1563). Аластор был известен уже в Древней Греции как безжалостный демон возмездия, злой дух, вселяющийся в мстителя. Злые духи иногда вообще именовались аласторами.